Биография Роберто Росселини

Известный итальянский кинорежиссер Роберто Росселини родился в Риме 8 мая 1906 года в буржуазной семье. Благодаря отцу, владельцу кинотеатра, смотрел все фильмы идущие в нем, водил туда приятелей, в том числе Витторио Муссолини – сына дуче, что помогло в дальнейшем Росселини в съемках его первых фильмов.

После учебы в техническом училище, сменив несколько профессий, Р.Росселини начинает нелегкий путь в кинематограф , сняв в 30-ти летнем возрасте свои первые любительские фильмы фильма «Подводная фантазия» и «Послеполуденный отдых фавна».

В последующем поставил фильмы под идеологическим руководством В.Муссолини и при финансовой поддержке министерства обороны Италии, в том числе: “Белый корабль” (1941), “Пилот возвращается” и “Человек с крестом” (1942), восхвалявшие военную мощь Италии. В этих фильмах была предпринята попытка соединить вместе художественный кинематограф с документальным.

Вторая мировая война и горечь поражение Италии вызвали у Р.Росселлини разочарование в его прежних идеалах. Одновременно с этим он увидел примеры народного героизма, патриотического подъема народа в борьбе против фашизма. Его фильм “Рим — открытый город” (1945) получил премию международного кинофестиваля в Канне в 1946 году и стал своего рода манифестом нового направления в итальянском кино, названного неореализмом. Стремление режиссера к документальному видению жизни сочеталось в этом фильме с героическими и патетическими моментами жизни героев.

Определенное значение в фильмах Росселлини занимало изображение народной среды. В 1946 году Росселлини снял картину “Пайза”, получившую премию международного кинофестиваля в Венеции. Не придерживаясь единого сюжета, он создал документально точную хронику жизни Италии в годы войны.

Особенностью творчества Росселлини являлся прием, при котором он практически не пользовался монтажом, а пытался достичь динамики действия стыком разных, по эмоциональному восприятию, эпизодов.

Послевоенное разочарование, расшатывание нравственных устоев, связанное с экономическим и общественным спадом конца 40-х годов 20-го века было показано Р.Росселини в фильмах “Германия, год нулевой” (1947), “Машина, убивающая плохих” (1948) и “Где свобода?” (1953).

В противопоставлении духовному упадку Росселлини снимает фильмы религиозной тематике, среди которых “Франциск, менестрель божий” (1950) о жизни св. Франциска Ассизского,”Стромболи, земля божья” (1950) и “Европа, 51? (1952).

Здесь необходимо отметить творческий подъем маэстро, связанный с его романом с Ингрид Бергман, американской кинозвездой шведского происхождения, которая, будучи покоренная его личностью как режиссера и человека, в 1948 году написала ему письмо с предложением сниматься в его фильмах. Не в силах устоять перед ее красотой и обаянием, Р.Росселини начинает съёмки фильма «Стромболи» с И.Бергман в главной роли.

Это была одна из самых известных любовных историй в кинематографе. Отношения любовников сопровождались общественным скандалом, так как оба были в браке. Скандальности прибавилось, когда у них начали появляться дети (две дочери и сын). Одна из их совместных дочерей стала известной моделью и актрисой – Изабелла Росселлини. У Роберто также было двой сыновей от первой жены.

В конце 1950-х годов Росселлини и Бергман разошлись, вероятно, по причине ещё одного романа Р.Росселини, произошедшего во время съёмочных работ в Индии.

Фильм “Индия, 1958? (1958) рассказывает о стране, освобожденной от колониальной зависимости. И снова Р.Росселлини возвратился к своему излюбленному приему — документальным съемкам, а также использовал непрофессиональных исполнителей.

Упомянув Индию, следует рассказать нашим молодым кинозрителям о том времени, когда в СССР были невероятно популярны фильмы молодого индийского режиссера и актера Раджа Капура «Бродяга» и «Господин 420», когда все смеялись и плакали, переживая истории любви его героев с красавицей Наргис. Но никто из нас не знал, не слышал и даже не подозревал о существовании итальянского режиссера Роберто Росселини.

Такова была советская жизнь, таковы были совковые нравы, такова была социалистическая идеология, которую курировал тогдашний министр культуры, непримиримый борец за чистоту нашей нравственности Екатерина Фурцева. Но духовная стойкость в неравной схватке с происками империалистических врагов не спасла ее от опалы лидера компартии Н.С.Хрущева, который с треском снял Фурцеву с высокой должности.

В очередном фильме “Генерал Делла Ровере” (1959), за которую Р.Росселини получил премию международного кинофестиваля в Венеции, режиссер не только показал борьбу итальянского Сопротивления, но и помог понять причины, делавшие в те годы самых заурядных людей героями.

Новая картина “В Риме была ночь” (1960) и снова премия международного кинофестиваля в Карловы-Вары. В 1961 году поставил фильм “Да здравствует Италия!”, посвященный народному герою Гарибальди, и “Ванина Ванини”, снятая по роману Стендаля.

С начале 60-х годов Р.Росселлини работал в основном на телевидение, считая, что современное кино утратило свое назначение и контакт со зрителем. По его мнению лишь телевидение, обращаясь не к безымянной толпе, а к миллионам отдельных личностей, способно вести с ними беседу, понятную и полезную для обеих сторон.

На итальянском телевидение режиссер поставил несколько фильмов о знаменитых людях мировой истории. Это — “Сократ” (1970), “Блез Паскаль” (1971), “Декарт” (1973) и “Кир II”.

Нужно также отметить фильмы “История американской революции” (1971), “Год первый” (1974) об итальянском политическом и государственном деятеле 1940-50-х годов А. де Гаспери.

Роберто Росселини скончался от тяжелой болезни 3 июня 1977 года.

Запись опубликована в рубрике Роберто Росселини / Roberto Rossellini. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *