Биография Савелия Крамарова

Биография Савелия Крамарова – это биография советского кинематографа 60-70-х годов прошлого века, причем не худшего, а может быть лучшего потому, что это была комедия или, по крайней мере комедийные роли. А, как известно отличительная особенность советских людей – это смех над собой веселый и раскатистый, переходящий в гомерический хохот. Это, наверное главное, что мы умеем делать лучше всего, а значит и комедии у нас лучшие и Савелий Крамаров один из лучших представителей этого жанра.

Савелий Крамаров родился в Москве 13 октября 1934г. в семье юриста. Отца арестовали как врага народа. Он отбывал срок дважды в сороковые и пятидесятые годы прошлого века. Сначала Савелий жил с матерью, потом она умерла, а отец сидел. Савелий остался на попечении маминых братьев. Они решили, что племянник будет обедать у них поочередно, даже составили график. Немного денег присылал брат отца из Львова. Савелий ходил в обносках, мотался от одного дяди к другому, учился неважно.

Пришло время поступать в институт. Савелий мечтал о юридическом, но там наверняка тщательно изучали анкеты абитуриентов, и сыну врага народа рассчитывать было не на что. Решил подавать документы в лесотехнический. Его приняли. Актерская жизнь началась для Савелия с самодеятельной студии «Первые шаги» при ЦДРИ. Лесотехнический он вскоре бросил, поступил в ГИТИС. Первой серьезной работой Крамарова стал рассказ Василия Шукшина «Ванька, ты как здесь». Савелий сам инсценировал его, выступал с ним в московском Театре миниатюр. Вскоре Крамарова пригласили сниматься в кино. Его заметили после первого фильма, признали после второго — «Друг мой, Колька!», — и завертелась бурная жизнь.

Его снимали много. Он стал звездой. Только странная была эта звездность. Смешная внешность и помогала, и мешала. Стоило появиться на экране его физиономии — и зритель готов смеяться. Можно не утруждать себя. И режиссеры не утруждались — снимали знаменитого комика как под копирку. Из тридцати с лишним своих фильмов сам Крамаров любил лишь несколько. В конце жизни он просил указать их в бронзовой книге на своем надгробии: «Друг мой, Колька!», «Неуловимые мстители», «Двенадцать стульев», «Джентльмены удачи», «Не может быть», «Большая перемена»…

Со временем снимать его стали меньше. Требовали покончить с религией, перестать бывать в синагоге. Не пустили в Мюнхен на Олимпийские игры. «У меня за три последних года было всего 12 съемочных дней. Наверное, здесь моя творческая жизнь кончилась…» Он думал об отъезде.

Савелий подал документы на эмиграцию, на воссоединение с дядей из Львова, жившим в Израиле. Ему отказали, так как дядя не считался близким родственником. Но дело было совсем в другом. После отъезда Крамарова Госкино пришлось бы снять с проката 34 фильма с его участием — огромные деньги! Пошли слухи, что его не снимают, потому что он оглупляет образ советского человека, и вообще он бросил искусство и перебирается к богатому дядюшке в Израиль. Савелий смеялся: «Богатый дядюшка… Пенсионер… Если удастся заехать к нему, постараюсь помочь хоть чем-то». Речь шла о том самом дядюшке, который когда-то посылал деньги в Москву осиротевшему племяннику.

Путь в кино теперь был для Крамарова закрыт. Савелий не оставлял попыток добиться разрешения на отъезд, написал письмо президенту Рейгану «как артист артисту». В конце концов его отпустили.

Савелий приехал в Нью-Йорк, но поначалу дела его шли плохо. Ребе благословил его на нахождение работы и посоветовал переехать в Сан-Франциско. Спустя несколько лет, когда кинопираты привезли в Россию кассеты с фильмом «Москва на Гудзоне», там был прежний, веселый боевой Савелий в роли, о которой в России он не мог и мечтать. Он играл сотрудника госбезопасности, «опекавшего» группу советских музыкантов.

Прошло время и Савелий смог приехать в Россию. Он уже не выглядел рубахой-парнем, посолиднел, но глаза по-прежнему смеялись. Рассказывал, что играет эмигрантов, говорящих по-английски с акцентом. Оказалось, что здесь, в Москве, его не забыли. Савелий подходит к Новому Арбату — и уличная торговля заканчивается. К нему бегут люди из киосков, дарят сувениры, просят автографы. В Сочи, куда его пригласили на «Кинотавр», при его появлении на «Аллее звезд» публика ревела от восторга. Ему даже выделили телохранителей.

B Штатах в профессиональной сфере все у него до поры складывалось благополучно. После «Москвы на Гудзоне» он появился в эпизоде в знаменитой «Красной жаре» — всего полторы минуты, но зрители запомнили эту сцену. Потом была роль русского моряка-телеграфиста, доброго и уморительно смешного, в фильме Уоррена Витти «Любовная афера». Он сыграл эмигранта из России в боевике «Танго и Кэш»… Крамаров уже был готов играть серьезные роли и вскоре получил такую возможность: его утвердили на роль без кинопробы, чего удостаивались лишь самые известные актеры Голливуда. Но сыграть ему было не суждено. У Савелия обнаружили рак.

Савелий Викторович Крамаров скончался 6 июня 1995 года. Он похоронен на еврейском мемориальном кладбище Сан-Франциско. Его помнят. И не только в России.

Запись опубликована в рубрике Савелий Крамаров. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *