Марлон Брандо — путь актера

Знаменитый американский актер Марлон Брандо родился 3 апреля 1924 года в г. Омаха (шт. Небраска). Учился в военной академии, а затем в театральном классе и актерской студии.

В 1944 году дебютировал на Бродвее в пьесе “Я люблю маму”. Играл в “Гедде Габлер”, “Кафе для водителей грузовиков”, “Кандиде”, “Флаг поднят”.

Поворотным пунктом в творчестве Марлона Брандо стала постановка в театре Э. Казаном пьесы Т. Уильямса “Трамвай “Желание”, в котором актер блестяще сыграл Стэнли Ковальского. Восторженные критики предсказывали этому красивому, чувственному, обладавшему удивительной интуицией молодому парню большое будущее, считали надеждой американского искусства. Однако успешное выступление в этом спектакле лишило театр одного из лучших мастеров. Марлон Брандо ушел в Голливуд и не вернулся. (Он появился на сцене лишь еще один раз, в 1953 г. в пьесе Б. Шоу “Оружие и человек”.)

Марлон Брандо в 1950 г. принял предложение продюсера Ст. Крамера сыграть в фильме Фреда Циннемана “Мужчины”, где изображал парализованного инвалида второй мировой войны, передвигавшегося лишь в коляске. Пройдя путь от полного отчаяния и безнадежности до решимости несмотря ни на что вести нормальную жизнь, он женится на любимой девушке. Всю роль актер играл сидя, к тому же ему здесь пришлось отказаться как раз от тех качеств, которые делали его столь привлекательным для зрителей: быстроты реакции, выразительности движений и жестов, сексуального магнетизма. Однако он сумел перешагнуть барьер, разделяющий сцену и экран, в скупой исполнительской манере передать целую гамму меняющихся настроений своего героя.

Настоящий успех пришел к Брандо после съемок фильма “Трамвай “Желание” (1951). От Стэнли Ковальского буквально веет первозданной силой — мужской, чувственной, животной. Актер с полной отдачей проявил здесь не только природный талант и притягательность личности, но и удивительную слитность с изображаемым персонажем. Брандо так вошел в роль, что и интервью давал “в образе”. Отсюда и пошло убеждение, что он сыграл в “Трамвае” самого себя — грубого, жестокого хама, не лишенного садистских наклонностей. На самом же деле Марлон, особенно на первых порах, был чувствительным, мягким, несколько застенчивым парнем, любившим шутки и розыгрыши.

В 1952 году Брандо сыграл главную роль в фильме “Да здравствует Сапата!” по сценарию Д. Стейнбека. Актер сумел показать этого крестьянского вождя мексиканской революции 10-х гг. прошлого века во всем его противоречии.

После этих двух столь значительных актерских достижений на Брандо обрушилось множество весьма лестных предложений. Но Марлон выбрал роль, сделавшую его кумиром молодых, в фильме Л. Бенедека “Дикарь” (1953). Именно здесь он стал “голосом поколения” молодежного протеста, символизирующим и его внешний вид (черная кожаная куртка, кепка, надвинутая на глаза, джинсы, заправленные в сапоги, темные очки), и род занятий (бешеная езда на мотоциклах сбившихся в стаи юнцов). В образе Джонни еще больше, чем в Стэнли Ковальском, актер сумел показать, что этот парень совсем не так ужасен, каким он может показаться на первый взгляд.

Образ “молодежного героя” Брандо блистательно завершил в фильме Э. Казана “В порту” (1954), заключившем первый этап его творчества. Он показал здесь постепенную эволюцию своего героя — бывшего боксера, в котором пробуждается не только человечность, но и протест против преступных профсоюзных боссов, целиком поработивших докеров. Создание как бы двух разных образов, тонкая нюансировка чувств, лиричность в любовных сценах принесли актеру заслуженную награду — премию “Оскар”. Он стал самым молодым ее лауреатом.

В большинстве же ролей, сыгранных с 1954 по 1964 г. Брандо варьировал свои прежние удачи. Он снимался в фильмах исторических (”Дезире”, 1954) и современных (”Из породы беглецов”, I960), перевоплощался не только в американцев, но и в немцев (”Молодые львы”, 1958) и японцев (”Чайный домик августовской луны”, 1956). Жанры варьировались от мелодрамы (”Сайонара”, 1957) до комедии (”Сказочка на ночь”, 1964; “Графиня из Гонконга”, 1966) и от вестерна (”Одноглазые валеты”, 1960, к тому же его единственная режиссерская работа) до мюзикла (”Парни и девчонки”, 1955).

Самой значительной работой Брандо 60-х годов стал шериф Колдер в фильме Артура Пенна “Погоня”‘ (1965). Антагонист распаленной толпы обитателей маленького городка, жаждущих самосуда, он проявляет удивительную выдержку и самообладание, чтобы предотвратить преступление. Когда же ему это не удается, зрители могут убедиться, какая бездна темперамента таится под деланным спокойствием этого человека. Герой вихрем кидается на убийцу и чуть сам не совершает непоправимое.

Второй подлинный взлет пережил Брандо в начале 70-х, снявшись в фильме Фрэнсиса Копполы “Крестный отец”‘ (1972), где опрокинул все привычные представления об образах гангстеров на экране. Его герой — гангстерский босс Вито Корлеоне — прошел здесь длинный путь от благообразного седого джентльмена с тихим голосом и кошкой на коленях, что не мешает ему руководить целой преступной империей, до сгорбленного, неряшливого, нестриженого старика, каким он стал после нападения, чуть не стоившего ему жизни. “Оскар”, который ему присудили за эту роль, актер получать не приехал — в знак протеста против дискриминации американских индейцев. Это был лишь отголосок обширной борьбы за гражданские права, которую он вел в тот период.

Слава Брандо, теперь уже как ведущего актера 70-х, еще более укрепилась после успеха “Последнего танго в Париже” (1972) Бернардо Бертолуччи — многогранной фрейдистской драмы о чувственной связи пожилого вдовца с молоденькой девушкой, где актер весьма тонко сумел передать духовную эволюцию своего героя: вначале — грубого, агрессивного, признающего лишь откровенный секс, в конце же расположившегося к своей партнерше, решившего привязать ее к себе и поплатившегося за это жизнью.

Участие в этих двух картинах не только снова вознесло Брандо на вершину популярности, но и сделало богатым человеком. Теперь он мог позволить себе сниматься редко и выборочно. У А. Пенна в “Излучинах Миссури” (1976), где он сыграл роль стареющего ковбоя, у Ф. Копполы в “Апокалипсисе сегодня” (1979) — в образе полковника Курца, основавшего в джунглях Вьетнама колонию пацифистов, у Р. Доннера в “Супермене” (1978): тут он один из правителей далекой планеты, пославший на Землю своего сына, чтобы помочь людям.

В 80-е Брандо почти не появлялся на экране, занявшись писательской деятельностью. Небольшая роль адвоката в фильме “Сухой белый сезон” (1989) и старый главарь мафии в “Новичке” (1990) вызвали обвинения в самоповторе.

Официально был женат два раза: на киностатистке Анне Кашфи, с которой скоро развелся (остался сын) и актрисе Мовите (Мария Луиза Кастенада) — двое детей, но и этот брак оказался непрочным.

С 1963 года Марлон Брандо жил с таитянкой Таритой, на купленном рядом с Таити островке, где живущие вместе мужчина и женщина официально считаются мужем и женой. (У них тоже — сын и дочь.)

В последние годы жизни Марлон Брандо сильно располнел, постарел, однако его сексуальный аппетит оставался на высоком уровне. Количество внебрачных связей и внебрачных детей было столь велико, что их не мог посчитать никто, включая нашего героя.

Но настоящей страстью Брандо был конечно кулинарный аппетит. Ходили различные слухи о том, что он даже запирал кухню и холодильник, чтобы подавить в себе искушения чревоугодия, старался питаться легкими блюдами, устанавливал для себя величину предельного веса собственного тела.

Марлон Брандо умер 1 июля 2004 года в Лос-Анджелесе, практически банкротом, задолжав кредиторам порядка 11 миллионов долларов. За полгода перед смертью расписал сценарий собственных похорон, еще раз продемонстрировав всему миру свою эксцентричность и непредсказуемость.

Запись опубликована в рубрике Марлон Брандо / Marlon Brando. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Один комментарий: Марлон Брандо — путь актера

  1. Коряга говорит:

    Не секрет, что многие биографы Брандо утверждали, что он бисексуален, что не помешало иметь детей, которых у актёра было 8 — из них трое приёмных. Почти у всех детей судьба не удалась.
    По версии журнала Time, Марлон Брандо вошел в 100 наиболее влиятельных людей 20-го века и занял 4 место из списка «100 величайших звёзд кино за 100 лет», составленном Американским институтом киноискусства.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *