Набережная туманов

«Поэтический реализм» — термин, который навсегда связан творчеством французского режиссера Марселя Карне. Он воспевал поэтическое, нтерпретировал, a не фиксировал действительность. Эти особенности стиля Карне полностью раскрылись при создании «Набережной туманов». И музыка Жобера, и декорации Траyнера — окутанный туманом барак, улица блестящей от дождя мостовой — поразительно точно сочетаются с поэтичностью сценария Жака Превера. Режиссер считал «Набережную туманов» своим лучшим произведением 1930-x годов. История фильма такова. Марселю Карне в 1937 году берлинская студия УФА предложила поставить картину c участием Жана Габена.  Возникла идея экранизировать роман Пьера Мак-Орлана  «Набережная туманов». Действие в романе «Набережная туманов» разворачивается на Монмартре, в начале ХХ века. Но как воссоздать старый Монмартр улицу Соль и кладбище Сен-Венсен? Название книги подало идею — перенести место действия в портовый город, к примеру в Гамбург. Подписав контракт, Жак Превер уехал и через месяц привез сценарий фильма. Сюжет претерпел сильные изменения. «Великой находкой Жака, — писал Мак-Орлан, — было то, что он слил двух героев книги, Раба и солдата, в одного, подогнав друг к другу их характеры — судьбы. Таким образом появилась большая  роль для Габена». История, перенесенная на экран, чрезвычайно проста.
  Жан прячется от встречного патруля. Случайный знакомый — бродяга приводит его на пустую песчаную  косу, где ютится кабачок некоего Панама. Жан встречает одинокyю красавицу Нелли (Мишель Морган). С первого взгляда возникает любовь; утром в тумане они тихо бродят, молчаливые и счастливые, пока Нелли не уезжает на трамвае домой. Днем Жан идет по старой улочке, на витрине лавчонки он замечает ювелирную шкатулку и покупает ее для Нелли. Так он попадает в дом кума Нелли — жестокого и порочного Забеля (Мишель Симон).
B финале Жан приходит в лавку, чтобы защитить Нелли. Солдат у6ивает Забеля, a сам погибает от руки завистливого и трусливого Люсьена…
Превер никогда не вмешивался в мою работу, — утверждал Карне — Если он придyмывaл персонаж, то з вонил и  говорил: надо 6ы поговорить —  Мы сидели за столиком в кафе, долго спорили, уточняя то или это. Иногда он заявлял: нет, я не согласен, но ведь фильм делаешь ты — и вносил исправления, которые мне были нужны». Марсель Карне отправился в Гамбург для выбора места съемки,  пытался найти актрису на роль героини.
Карне хотел пригласить Мишель Морган, но она снималась в другом фильме. Поэтому пробы вместе c Жаном Габеном прошли многие актрисы ( Жаклин Лоран и др.) Съемки начинались в Германии.
Там каждый проект фильма УФА обязательно утверждался министерством информации и пропаганды доктора  Геб6ельса. Прочитали сценарий, разразился скандал. Геббельс запретил снимать, обвинив авторов сценария в «плутократии, декадентстве и пр.». Дирекция УФА отдала контракты Га6ена, Карне и Превера на откуп Продюсер Грегор Рабинович, позже натурализовавшийся во Франции, давно мечтал o фильме c Жаном
Га6еном. Он не без колебаний _обрел y студии УФА все контракты, связанные c «Набережной туманов» и, как позже выяснилось, совершил удачную сделку.
Действие фильма было перенесено во французский Гавр. B студии  Траунер построил декорации. Карне удалось заполучить на  главные роли Мишеля Симона, Пьера Брассеpа, Ро6ера Ле Вигана. Цензура разрешила снимать фильм(с массой оговорок). Все эти проволочки привели к неожиданной удаче: Мишель Могрган закончила съемки в «Буре» и теперь была свободна. Карне предчувствовал, что Габен и МишелЬ составят идеальную пару, но, чтобы быть окончательно yверенным, попросил Морган пройти кинопробу. Костюм актрисе подбирала Коко Шанель. Когда за несколько дней. до начала съемок Дениз Тюaль привела Мишель Морган, модельер категорично заявила: «Тебе Нужен дождевик и берет!»
И мадемуазель Шанель не ошиблась. Ойген Шуффтан, главный оператор «Набережной туманов», сделает незабываемые кaдры c Нелли в блестящем от влаги черном дождевике. B начале января 1938 года съемочная группа поселилась в гостинице Гавра. Карне снимал на фоне мокрых улиц, в тумане. В то время так никто не снимал. Машину, которая делала туман, Карне и его друзья изобрели сами. C тех пор выпyщены сотни куда более совершенных картин снятых в сумерках, при зажженных фарах, но «Набережная туманов» остается одной из самых
совершенных. В этом фильме необычны и обстановка, и действие, и сами образы героев. Для Габена это оказалась одна из лучших его ролей. Жан играл дезертира из колониальной пехоты, который бродит по Гавру, a за ним по пятам следует такой же бродячий пес. Мишель Морган в роли зеленоглазой красавицы Нелли — поэтическое воплощение красоты, женственности и свободы духа.
— Знаешь, y тебя чудесные глаза, — говорит ей Жан. — Поцелуй меня… — просит она.
Эти две реплики, которыми обмениваются Жан и Нелли, прижавшиеся к стене барака, взволновали одних зрителей и шокировали других! И действительно, еще ни разу на экране женщина не осмеливалась потребовать от мyжчины поцелуя столь просто, с таким желанием в прекрaсных глазах.. Знаменитый экранный поцелуй был поцелуем «всамделишным». Тах писала Мишель Морган. Поцелуй о борвaла команда Марселя Карне: «Стоп! Хорошо! Снято!» Трагическая любовь на фоне «Набережной туманов» Габену и Морган удалась полностью. После выходе фильма на экран в мае 1938-го пресса назвала их «идеальной парой французcкого кино». По просьбе Карне мyзыкy к «Набережной туманов» написал лучший композитор того времени Морис Жобер, работавший с ним на съемках «Забавной драмы» .(1936). Накануне официальной премьеры фильма 18 мая 1938 года (его прокатом занималась фирма «Фильм Оссо») были организованы частные просмотры. Прием прессы был разным. Однако специaлизированные журналы КИНО единодушно приветствовали фильм как шедевр. Представленная Францией на Венецианский фестиваль, «Набережная туманов» получила «Золотого льва» под недовольные выкрики итальянских фашистов. Два года спустя, при петэновском режиме, картина
Карне расценивалась во Франции как типичное произведение, приведшее к поражению в 1940 году!
Тогда o «Набережной туманов» еще не говорили как о фильме, где родился «поэтический реализм.
Как и пресловутый «миф Габена», это понятие было изобретено после войны. «Набережная туманов» стала фильмом в своем роде революционным как по форме, так и по духу. Экраны тогда были заполонены комедиями, блестящими и солнечными. «И сюда-то я вторгся c пустой ночной забегаловкой, туманом, мокрой мостовой под уличным фонарем…», -говорил Карне. «Набережная туманов» выдвинула Марселя Карне в число Ведущих французских режиссеров. O нем стали говорить как o наследнике великой школы французского кино, о его исключительно
развитом «чувстве кинематографа».

Запись опубликована в рубрике Жан Габен / Jean Gabin. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *